Лол, переборщили с дифирамбами-то) #ElderCouncil_News, #ESC_Cosplay.
Scarab-Phoenix — Интервью с лороведом и косплеером.
Наши друзья с сайта tesall.ru подготовили для вас, дорогие друзья, интервью с нашим другом, величайшим знатоком вселенной #TES, автором и переводчиком многочисленных статей, заядлым игроком, косплеером и просто интересным собеседником Романом Лесным, известным также как Scarab-Phoenix. Интервью брал журналист tesall — Endgamer, за что ему отдельное спасибо:
► Приветствую у нашего тёплого камина. Присаживайся и, пожалуй, начнём беседу за жизнь. Дежурнейший вопрос, придуманный хорошими людьми для начала почти любого интервью. Откуда родом и чем занимаешься в суровой и полной сложных квестов реальной жизни?
• Приветствую! Живу я в сонном южном городишке под названием Таганрог, а занимаюсь компьютерами — работёнка непыльная и в меру интересная. Иногда выбираюсь в другие города или на моря, в свободное время занимаюсь разгильдяйством.
► И главным (или, по крайней мере, важным) разгильдяйством являются игры, не так ли? Когда и с чего началось увлечение играми? Не повысило ли это уровень жестокости, не вызвало желания убить ближнего своего?
• Да, играть и соревноваться я люблю. Но игра подразумевает не только праздное времяпрепровождение и не только наличие компьютера. Есть игры, которые способны развивать личностные и творческие качества, есть те, в которых требуются слаженные действия в команде и взаимопонимание между участниками, есть и такие, которым театр может позавидовать. Я говорю о ролевых и тактических играх, но и некоторые компьютерные с этими задачами справляются на ура (хотя трудно отрицать, что с каждым годом таких выходит всё меньше, а люди отучаются читать и фантазировать). Конечно, иногда хочется и просто монстров порубить, следя за вялым сюжетом, но всегда полезнее не давать мозгу полностью бездействовать, а просто сменить вектор деятельности. Ведь интересных занятий великое множество.
Отвечая сразу на последний вопрос — сильнее всего вызвать у меня желание убить ближнего может только сам ближний.
Что касается собственно компьютерных игр, за свою жизнь я перепробовал кучу платформ (#Dendy, #Sega #Mega_Drive, #Super_Nintendo, #Game_Boy, #Panasonic #3DO, #Nintendo_64, #Sony_PlayStation, #Sega_Dreamcast) и все известные жанры. Поэтому имел возможность наблюдать за развитием индустрии.
С чего началось увлечение? С детства я любил фантастику и читал её запоем. С воображением тоже было всё в порядке. Когда ко мне уже не припомню каким образом попали такие игры, как #TES: #Arena, вторые «Герои» и #Master_of_Orion_II, я стал выдумывать собственные миры. Следующий скачок произошёл, когда кто-то принёс мне #Might_&_Magic_VII. На основе её и всего имеющегося у меня опыта я создал и опробовал с друзьями систему для настольной РПГ, ещё даже не подозревая о существовании подобных вещей. Было мне тогда лет эдак тринадцать. А потом всё завертелось - шли годы, накапливались сотни экспириенса, у меня появился интернет, я познакомился с настоящими ролевыми системами, пилил свои, вёл форумные ролёвки, днями пропадал в Морровинде. Золотые деньки.
► Бурное детство, однако. А главное - разнообразное. И в этом невероятном разнообразии качественных и не очень проектов были, так сказать, свои «золотые моменты». Не ошибусь, наверное, если скажу, что это именно серия The Elder Scrolls. По твоим словам, знакомство с Тамриэлем началось аж с Arena. Неслабо даже для преданного фаната, я глубже #Morrowind копать не стал. А когда отношения с каджитами и прочей скумой перешагнули отметку «Вау, неплохо!» и перешли на уровень «А не создать ли мне русскоязычную базу знаний»? Любовь началась с «Арены» или с более поздних частей?
• Позже, гораздо позже «Арены» и даже «Морровинда». Третью часть любили очень многие из тогдашнего поколения ролевиков, и однажды меня уговорили устроить форумную ролёвку, действие которой разворачивалось бы на Вварденфелле. И мне пришлось готовиться, учить матчасть, рыться в источниках, чтобы внести в свою ролевую систему необходимые изменения, соответствующие сеттингу (к примеру, врождённые особенности рас Тамриэля). Что характерно, эту игру я так и не провёл - сменился состав игроков. Но процесс меня увлёк, я стал копаться в истории, географии, филологии, мифологии Нирна, и не заметил, как с головой ушёл в это занятие. Ещё несколько лет спустя я поселился на форумах по ТЕС и стал применять накопленные знания для написания статей (на них, например, была основана первая же статья, которую я посвятил языкознанию), потому что не пропадать же добру.
► Что такое серия TES лично для тебя? То есть, всем прекрасно известно, насколько обширными и проработанными получились игры этой серии, пусть и с некоторыми оговорками. Но какая именно деталь привлекает больше всего? Продуманный до мелочей мир с его мифологией покруче мифов Древней Греции? Чувство безграничной свободы идти куда глаза глядят в поисках приключений на мягкое место? Сюжетные перипетии? Возможно, моды?
• Для меня это прежде всего произведение искусства. В какой ещё серии игр нанимали профессиональных писателей только для того, чтобы засунуть в игру кучу книг, которые далеко не каждый найдёт или станет читать? В крайнем случае ограничиваются каким-нибудь громким именем, призванным привлечь внимание к проекту. Вторым важным моментом является тот факт, что наибольшее развитие серия получила благодаря людям, вложившим в разработку свою душу. Они работали ради идей, ради творчества, а не ради хрустящих банкнот. Многие из самых креативных людей уже не состоят в #Bethesda Game Studios, но их дело живёт, а настоящие фанаты серии никогда не забудут их имён.
Если же спуститься с небес на землю, то мир продуман очень неоднородно. Кое-что описано достаточно подробно, что-то очень поверхностно, другие темы вообще не затронуты. Не хватает даже базовой информации о Тамриэле — например, о его населении, протяжённости, политическом устройстве, военном деле, культуре. Тем интереснее собирать разрозненные факты, сопоставлять данные и размышлять об истоках. Игры для меня второстепенны, прежде всего, по причине своего несовершенства и «игрушечного» масштаба. И вообще, как можно отвлекаться на махание мечом, если в книгах и решениях дизайнеров кроется столько тайн?
Так что самым захватывающим для меня является процесс исследования мира и понимания того, что скрывается за идеями, заложенными разработчиками. В культуре Нирна можно обнаружить множество параллелей с реальным миром. Но если ограничиться поверхностными и ложными аналогиями («имперцы - это римляне»), то можно распрощаться со всяким удовольствием. Это всё равно, что сказать, что цветов всего семь, и забыть про сотни оттенков. Если же копнуть поглубже, то всё заиграет новыми красками. Например, опыт сравнительной мифологии и религиоведения покажет, как много аналогий в легендах Нирна можно найти с мифами народов Земли, индуизмом, Телемой Кроули, исследованиями Кэмпбелла, «Дюной» и даже вселенными комиксов DC и Marvel. И это не последствия поиска глубинного смысла, а реальные источники вдохновения разработчиков.
Ещё я очень люблю поржать над книгами с неожиданной концовкой.
► Тогда нельзя не затронуть тему, об которую копий сломано, пожалуй, больше, чем во время Великой Войны. Ни для кого не секрет, что многие фанаты серии, игравшие в первые три игры серии, говорят о затухании величия, о судорожных попытках Беседки следовать трендам, что сказывается на качестве конечных продуктов. И я сейчас говорю о #Skyrim, который многие просто не переваривают по целому ряду всем известных причин. Его называют пустым, бездушным, излишне казуальным, обвиняют разработчиков в убийстве многих элементов геймплея и порче оставшихся. Как ты считаешь, оправданы ли такие обвинения? Что именно понравилось или не понравилось лично тебе в Скайриме?
• Игра делалась под неусыпным контролем Тодда Говарда, который, как известно, сам себя относит к «игрокам, которым интереснее махать мечом», нежели заниматься чем-то другим. И по отличиям от предыдущих игр серии прекрасно видно, что ориентировался он на таких же игроков, каким сам является.
Получилась ли при этом плохая игра? Вовсе нет. Skyrim — идеальный представитель жанра экшенов с наличествующей системой прокачки, следующий современным трендам, и по хорошим продажам становится ясно, что целевая аудитория продуктом осталась довольна. И ведь действительно: монстров и опасностей хоть отбавляй, шагу нельзя ступить без ратных подвигов; куда игрок ни кинет свой взор - везде его ждут равномерно раскиданные по провинции пещеры и башни, в которых он всегда найдёт соответствующую его уровню добычу; двемерские руины полны септимов, тысячелетиями ожидающих расхитителей гробниц; в некоторых разговорах можно ткнуть на строчку «Убедить», и это повлияет на ход задания; сами диалоги не успевают наскучить, и снабжены хорошей озвучкой. Мне тоже многое понравилось в игре. Например, атмосфера Северной Европы, вручную собранные подземелья и красивая природа, лица персонажей — по сравнению с #Oblivion шаг вперёд огромный.
► А если рассматривать Skyrim именно в рамках серии TES? То есть, нельзя не признать однозначные достоинства игры, но по мнению многих игроков, именно как формальный наследник Morrowind и Oblivion пятая часть не получилась. Как отдельная игра, Скайрим хорош, а как он смотрится в контексте предшественников? Возможно, этот вопрос прозвучит несколько поверхностно, но как ты считаешь, достоин ли он своих прародителей?
Это неправильный и провокационный вопрос. Достоин, не достоин, для меня это такой же представитель серии TES, как и остальные игры. Для меня каждая игра — это что-то вроде внутриигровой книги, среди которых есть мои любимые, те, которые я перечитываю по много раз, и те, которые мне пришлись не по душе, есть полезные и не очень. Но все они — часть вселенной The Elder Scrolls, и ни одну из них я не стал бы выбрасывать. Так что — да, с моей перспективы (и для моих целей) Skyrim столь же достоин носить гордое имя TES, как и любая другая игра этой серии.
► Возвращаясь к уже сказанному. Ты упоминал увлечение форумными ролевыми играми, сиречь ФРПГ. Эта тема интересует многих наших пользователей, которые прочтут интервью, поэтому меня не простят, если я пройду мимо этого вопроса. Насколько серьёзным было увлечение? Чем и как привлекло, можешь ли похвастать богатым стажем ролевика?
• Похвастать могу. Заниматься форумными ролёвками я стал с семнадцати лет, партий было сыграно и проведено не перечесть, так что увлечение и стаж вполне серьёзны. Участвовал только в играх «с кубиками», по каким-либо ролевым системам, поскольку они требуют знакомства с матчастью, а также служат сдерживающим фактором и не позволяют перейти рубеж и начать фантазировать сверх меры (хотя, подозреваю, на это больше влияет склад ума игроков, а система просто позволяет их отсеять). К сожалению, сейчас всё это утеряно в пучинах ненасытного интернета вместе со старыми добрыми форумами, на которых я тогда обитал. Позднее я нашёл новых игроков в своём городе и смог снова вернуться к ролёвкам настольным, на этот раз окончательно.
► Вопрос немного отвлеченный, но все же. В современной массовой культуре невероятной популярностью пользуется тематика средневекового фентези и вообще средневековой тематики. К такой тематике можно приписать и серию TES в частности, и ещё целую невообразимую кучу миров. С твоей точки зрения, с чего такой интерес к по сути одному из самых тёмных периодов истории человечества?
• В этом вопросе есть два момента, на которых стоит заострить внимание. Но я не литературовед, поэтому прошу простить, если рассуждаю как дилетант, коим я и являюсь. Во-первых, следует различать учебники истории и художественную литературу. Если в первых средневековье показано таким, каким оно было - тёмным, невежественным, суровым, — то в последних мрачность уступает место романтизации. Во-вторых, не сказал бы, что популярность наступила только в наше время. «Айвенго» был написан ещё в самом начале XIX века, а про «Артуриану» и вовсе молчу.
Принимая во внимание оба этих пункта, можно сделать вывод, что популярность фэнтезийной тематики сложилась исторически. Образ доблестного рыцаря создавался лучшими писателями в течение веков, добавим сюда популярность сказок братьев Гримм и средневековых бестиариев, приправим сверху новым жанром Говарда и Толкина... Таким образом, прочный фундамент для игр именно в жанре фэнтези был заложен задолго до появления #Chainmail и #D&D первых редакций. Наконец, мне кажется, что воплощать в ранних компьютерных играх средневеково-фэнтезийные сеттинги было гораздо проще, чем научно-фантастические.
► Ухватываясь за фразу, сказанную еще в начале, о том, что люди перестают фантазировать и не хотят думать — в играх в частности. Хотелось бы услышать более подробное мнение на этот счёт. В чем ты видишь причины этого? И есть ли выход из ситуации?
• Возможно, я немного погорячился с такими обобщениями. Целевая аудитория - это ещё не все люди. Ширпотреб (беллетристика) существует и в литературе. Кто-то читает книги и играет в игры для того, чтобы расслабить мозг, а кто-то - чтобы его занять. Я не хочу сказать, что какой-то из этих подходов «правильный», проблема заключается в другом: всё чаще игры делаются с расчётом на первую категорию (поскольку она более многочисленна, что увеличивает продажи, а дальнейшее расширение аудитории достигается понижением порога вхождения). К счастью, в последние годы (не в последнюю очередь благодаря #Kickstarter'у) вышло немало «олдскульных» проектов, и ещё больше готовится к выходу. Я специально использую обтекаемые формулировки, чтобы не обидеть тех людей, которые играют исключительно в ААА-проекты, но могу заверить — мимо них прошло огромное множество прекрасных игрушек.
Продолжение можно прочесть на сайте TesAll — (vk.cc/4ntyWH).